С развитием цифровых технологий и в условиях пандемии, классическое представление о рабочем коллективе коренным образом изменилось. Теперь коллегам не обязательно находиться в одном офисном пространстве: люди могут работать дистанционно, как из дома, так и из самых удаленных уголков мира.
Для распределенных команд как никогда актуальны мероприятия, помогающие коллегам найти общий язык и ощутить «чувство локтя» в команде — тимбилдинги. Расскажем, что это, и как с помощью тимбилдинга сплотить коллектив.
Что такое тимбилдинг
Тимбилдинг — это мероприятие для укрепления отношений и сотрудничества в рабочей команде. Есть популярное заблуждение, что любая развлекательная активность для сотрудников вне рабочих задач выполняет командообразующие цели. На самом деле, тимбилдинг для сотрудников и корпоратив – не одно и то же. У тимбилдинга свои задачи, виды и характеристики.
Цель тимбилдинга — улучшение коммуникации, повышение уровня доверия, тренировка командной работы или укрепление морального духа в коллективе. Главное: цели достигаются совместно, большими или малыми группами.
Благодаря тимбилдингу коллеги видят друг друга с новой стороны, учатся решать конфликты, узнают что-то новое и справляются со стрессом. А потом работают слаженнее.
Перечислим самые популярные виды тимбилдинга:
- Психологический. Сотрудники совместно развивают Soft-skills, например, с помощью командных упражнений учатся давать обратную связь коллегам этичным и продуктивным образом.
- Творческий. Здесь акцент делается на нестандартные задачи и упражнения, которые стимулируют воображение и поощряют оригинальные подходы к решению проблем. Это могут быть художественные мастер-классы, театральные постановки или квесты. Основная цель творческого тимбилдинга — раскрыть потенциал каждого участника и укрепить командные связи через совместное творчество и обмен идеями.
- Интеллектуальный. Включает тематические квизы,викторины и головоломки. Такие мероприятия отлично развивают умственные способности и аналитические навыки команды и при этом не требуют большого бюджета.
- Спортивный. Спортивный тимбилдинг охватывает все активные мероприятия, такие как командные игры и спортивные соревнования.
- Социальный. Социальный тимбилдинг фокусируется на укреплении связей между сотрудниками через совместные общественно значимые активности. Члены коллектива могут поучаствовать в волонтерских проектах или благотворительных акциях: например, сборе мусора или посадке деревьев.
- Ценностный. Направлен на выявление и укрепление общих ценностей внутри команды. Коллектив, объединенный едиными ценностями, работает гораздо эффективнее и демонстрирует большую сплоченность.
- Экстремальный. Включает в себя участие в активностях с высоким уровнем адреналина, таких как скалолазание или рафтинг. Эти мероприятия помогают участникам преодолеть страхи и укрепить доверие друг к другу.
Когда, кому и зачем нужен тимбилдинг
Расскажем, в каких ситуациях тимбилдинг бывает полезен:
- В коллективе много новых сотрудников, и для эффективного вовлечения в работу им нужна командообразующая активность;
- Коллеги часто конфликтуют, и от этого страдает атмосфера на рабочем месте, снижается эффективность;
- Разные отделы плохо взаимодействуют между собой, коммуникация не выстроена;
- Реструктуризация компании, нужна помощь сотрудникам, чтобы понять, как взаимодействовать в изменившихся условиях;
- Удаленный формат работы. Виртуальные коммуникации удобны, но без личного общения бывает сложнее создать сплоченный коллектив.
«Тимбилдинг становится все более популярной практикой среди казахстанских компаний, поскольку он решает сразу несколько задач. Такие мероприятия могут варьироваться в зависимости от целей: будь то укрепление командного духа на корпоративных событиях, поддержка внедрения новой стратегии для повышения уверенности менеджеров или налаживание внутренних коммуникаций. Особенно когда в коллектив вливается новый руководитель с другим опытом и корпоративной культурой, — комментирует Марат Нургалиев, топ-эксперт по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре, HR блогер, создатель HR4People Forum, основатель «Внутриком School». - Тем более, в условиях увеличившегося числа онлайн-встреч, гибридного формата работы и удалёнки, многие сотрудники испытывают нехватку физической активности, и именно такие мероприятия помогают восполнить этот пробел. Все чаще можно встретить корпоративные марафоны, спортивные лиги чемпионов, командные покорения горных вершин и прочее».
Что нужно учитывать при организации тимбилдинга?
Во-первых, правильно выбрать время. Лучше планировать тимбилдинг в рабочие часы, чтобы сотрудникам не приходилось жертвовать своим свободным временем.
Во-вторых, тщательно проработайте концепцию, бюджет и план, чтобы тимбилдинг не превратился в мероприятие «для галочки». Это может вызвать негативные эмоции сотрудников по причине слабой организации.
В-третьих, если хотите быть в тренде, наймите на тимбилдинг опытного мобилографа и проверенного фотографа, чтобы сотрудники могли выложить в социальные сети качественные фото, видео и сториз. Это не только сохранит в памяти хорошие воспоминания, но и поспособствует продвижению HR-бренда.
И наконец, обязательно получите фидбэк с помощью опроса или формы обратной связи.
Лучшие идеи для командообразования
Мы уже обсудили самые популярные виды тимбилдинга, а теперь давайте погрузимся в мир нестандартных и эффективных подходов, которые помогут создать по-настоящему сплоченную команду.
Идея 1: Командный коучинг, фасилитация
Это варианты управляемых активностей, при которых команда совместно достигает поставленных целей, например, вырабатывает стратегию для работы отдела, позиционирование продукта, или решает другие комплексные задачи. От обычного мозгового штурма этот процесс отличается тем, что его ведут профессиональные коучи и фасилитаторы с помощью особых техник. Сценарии помогут вывести команду к решению результата так, чтобы каждый человек максимально раскрылся, а взаимодействие в больших и малых группах было комфортным и эффективным.
Этот вариант тимбилдинга может быть полезен для коллективов, в которых важны вовлеченность и мнение каждого для формирования стратегии развития компании.
Идея 2: Психологические групповые сессии
Должность корпоративного психолога появляется у все большего числа компаний. Специалист призван помочь сотрудникам лучше справляться со стрессовыми ситуациями и эмоциональными трудностями.
Групповые сессии для решения психологических проблем могут стать регулярной командообразующей активностью. Навыки выражения эмоций и впечатлений отрабатываются по заранее установленным правилам сессии. Например, высказывается только тот, у кого в руках определенный предмет - мяч или подушка.
Идея 3: Кулинарный вечер
Совместная трапеза объединяет. Но еще больше сближает приготовление необычного изысканного блюда. Кулинарные студии с удовольствием проводят тимбилдинги для небольших команд, чтобы в теплой почти домашней обстановке сотрудники взглянули друг на друга по-новому.
Идея 4: Мастермайнд
«Мастермайнд» или mastermind-группа — это небольшая группа людей, которые собираются вместе для обмена опытом, идеями и поддержкой в достижении своих целей. Этот формат, как вариант тимбилдинга, подойдет для экспертов примерно одного уровня компетенций, объединенных общими рабочими задачами.
Мастермайнды в команде способствуют профессиональному росту сотрудников и совместному решению сложных задач, а также укрепляют доверительные отношения в коллективе. Участники обсуждают важные для их личного развития темы, получают поддержку и конструктивную критику. Это повышает продуктивность, минимизирует конфликты и выгорание, а также объединяет команду.
Идея 5: Благотворительность
Совместное доброе дело, или полезная для общества активность, могут дать массу приятных эмоций и сплотить коллег. К примеру, можно организовать и самим принять участие вместе с детьми в мастер-классе по изготовлению карамели в детском доме. Или устроить посадку плодовых деревьев.
Мнением о популярных трендах в организации тимбилдингов делится наш эксперт Марат Нургалиев:
— «Сегодня существует множество форматов тимбилдинга: от интеллектуальных игр, таких как квизы, до уникальных шоу-программ с заданиями, требующими как умственных, так и физических усилий. Интересная тенденция — это интеграция элементов тимбилдинга в масштабные корпоративные события – например, празднование Нового года, стратегические сессии или встречи ключевых руководителей. Такой подход позволяет одновременно достигать нескольких целей — не только поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе, но еще и продвигать корпоративные ценности и компетенции. Форматов тимбилдинга становится все больше, ведь в современных реалиях HR-специалистам необходимо прилагать значительные усилия, чтобы удивить сотрудников и добиться wow-эффекта».
Частые вопросы
Это рабочее мероприятие или активность для формирования более крепкой и эффективной команды.
Необходимо отталкиваться от критериев цели, бюджета, возрастного контингента и количества человек. Можно провести опрос, чтобы узнать предпочтения.
Оптимально организовывать крупную активность раз в полгода, или небольшие тимбилдинги раз в квартал. Зависит от загрузки сотрудников мероприятиями и размера коллектива.
Измерение эффективности тимбилдинга (командообразования) может быть непростой задачей, но есть несколько ключевых методов, которые помогут вам оценить его результаты:
- Опросы и анкетирование;
- Обратная связь от коллег и руководителей;
- Анализ производительности;
- Метрики удовлетворенности:
Что в итоге
Тимбилдинг — это прекрасный инструмент для построения команды. Коллеги лучше узнают друг друга, проверяют свои способности к взаимодействию в нестандартной обстановке, моделируют рабочие ситуации. И как результат, создается более доверительная атмосфера, конфликтных ситуаций меньше, совместная работа становится более продуктивной.